Школьная служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей и специально обученных медиаторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается. Школьная служба примирения же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.
Школьная служба примирения — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
Школьная служба примирения — это оформленная детско-взрослая команда, которая реализует в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.
-
Школьная служба примирения — это не психологическая работа, в ней не «лезут в душу», не тестируют, не дают психологических заключений и т. п.
-
Школьная служба примирения не проводит расследование, не собирает свидетелей, не обвиняет.
-
Школьная служба примирения — не иностранная методика, и хотя в разных странах есть что-то подобное, но мы в работе опираемся на Российские традиции примирения.
-
Школьная служба примирения не является деятельностью адвоката, то есть не направлена на то, чтобы помочь обидчику избежать наказания вопреки желанию жертвы.
-
Школьная служба примирения не ставит целью обязательно кого-то с кем-то примирить или сдружить, поскольку это может быть только доброй волей людей. Для службы важно как минимум предотвратить эскалацию и усиление конфликта, прекратить враждебные действия сторон друг против друга и помочь им «сесть за стол переговоров». Если в результате люди еще и подружатся — это будет прекрасно.