В последнее время в школах участились конфликты между детьми, учителями и учениками, родителями и учениками, родителями и учителями. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов среди подростков являются «стрелки».
«Стрелки» в подростковой среде выступают как форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также как форма самоутверждения. В то же время «стрелки» становятся способом бизнеса для части подростков, которые организуют и провоцируют на «стрелки» других подростков, записывают их на видео и в дальнейшем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя.
Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения (ШСП). Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.